Заключение

Будь, что будет

Твой Новый год по темно-синей
волне средь шума городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будут свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

Иосиф Бродский

Историческое обозрение роли, методов и стимулов террора в различных странах позволяет выявить некоторые общие черты этого явления и оценить перспективы террора в будущей жизни или смерти человечества. Конечно, есть несопоставимые разновидности этого явления, главным образом, в динамике его развития от понимания «справедливости» убийств в прошлом и в настоящем. Даже оценка результатов террористической деятельности потомками меняется, вплоть до противоположной: удачно завершившиеся террористические операции называются революциями, а проваленные — бунтами и преступлениями. Но схема действия всегда разительно однозначна.

1.     Образуется группа (банда, мафия, партия, клан) во главе с лидером (вождем, паханом, крестным отцом, царем, пророком), стремящаяся к переделу или увеличению своей власти и материальной собственности.
2.     Действуя легальным или насильственным методом, эта группа во главе с вождем (иногда сменив его в процессе борьбы) захватывает власть, обещая большинству населения решение его проблем, материальные выгоды и участие во властных структурах.
3.     Захватив власть, группа устраивает террор — казни и изъятие материальных ценностей у назначенного ею меньшинства при поддержке большинства, соблазненного обещаниями, частично удовлетворяя эти обещания за счет меньшинства.
4.     Группа укрепляет свою власть введением диктатуры, устраивает жестокий террор меньшинства при поддержке и участии большинства, «повязав его кровью», раздачей экспроприированной собственности, льгот и т.п.

В эту общую схему с незначительными отклонениями вписываются все террористические катаклизмы, как названные впоследствии революционными преобразованиями, так и преступными бунтами, и все «возмутители спокойствия» — вожди, фюреры, главари бунтовщиков, мафиози и т.п. Вся история, как обычно, ничему не научившая людей, описывается этой схемой:
—   Иван Грозный — террор бояр, опричина, захват имущества бояр и территорий.
—   Петр Великий — террор бояр и крестьян, казни стрельцов, расширение России.
—   Великая Французская революция — экспроприация ценностей правящей верхушки, террор, укрепление власти.
—   Турецкий геноцид армян, изгнание и захват их собствености, проект создания пантюркистской империи.
—   Ленин — захват власти большевиками, экспроприация дворянских, церковных ценностей, террор имущих классов.
—   Сталин — экспроприация, террор «кулачества, как класса», террор «врагов народа», изъятие всех ценностей народа, создание ГУЛАГа с организацией рабского труда, захват абсолютной власти.
—    Гитлер — Холокост, изъятие ценностей у евреев, антисемитский террор при поддержке немцев и завоеванных народов.
                                                                    ***
Даже перечисление исторических эпох разных веков и народов доказывает, что нация, страна, партия, группа, пошедшая по пути террора для достижения своих целей — любых, даже самых благородных, неизменно гибнет от террора.
Современные реалии панисламизма в точности соответствуют той же схеме. Возникла группа исламских деятелей, включающая Усаму бен-Ладена, провозгласившая мусульманскую религию единственно верной идеологией, трансформировав мирные заповеди Корана в религиозную нетерпимость, призывающую к террору «неверных». Захватив религиозную и светскую власть в мусульманских странах, эта группа пытается терроризировать «богатые» страны: в первую очередь США, Израиль, Европу. Их «большинство» только в пределах мусульманского Востока, но постепенное проникновение мусульман во все страны уже идет. «Большинство» их пока сомнительно, но ведь и возможности другие: атомное, биологическое и химическое оружие, кибертеррор, отряды смертников.
Завершая рассмотрение всех мыслимых аспектов, истоков и разновидностей терроризма, мы должны сделать несколько неутешительных выводов.
Все процессы, развивающиеся во времени, последовательно переживают этапы: рождение — постепенное развитие — бурный рост — снова медленное развитие — насыщение — угасание — смерть. Иногда какие-то этапы повторяются, но смерть, в конце концов, неизбежна. Это свойственно всем: социализму, капитализму, театру, человеку, как отдельной личности, так и человечеству в целом.
Трепещущее от страха человечество вполне готово к своему концу. Апокалипсис — конец света, жесточайшее наказание — за грехи, которых предостаточно, много раз предсказывался. Откровения Иоанна Богослова стало основой многих последующих прогнозов конца света. Спасшись от всемирного потопа на корабле Ноя, люди ожидали еще более полного, окончательного уничтожения в 1000 г., затем в 1666 г., включившем «число дьявола» — 666. Монтанисты ждали Судного дня четыре века подряд, начиная с конца II века нашей эры. Крестовые походы (1096–1270) были организованны для спасения христиан от Страшного суда. Христофор Колумб в своих «Пророчествах» предрекал конец света в 1656 г. Как водится для круглых, сакраментальных дат, в 1900 г. также был назначен конец света. Проповедники секты «Братья и сестры красной смерти» в Каргопольском уезде России установили дату 13 ноября; свыше 100 сектантов погибли, добровольно подвергнув себя самосожжению.
Терроризм — наиболее актуальный способ самоубийства человечества. В человеке генетически заложена способность к террору, которая проявляется по-разному: у одних — это страсть к борьбе, к власти и господству; у других — готовность подчиниться этой власти и господству. Обыватель — существо адаптивное, под воздействием обстоятельств или страха он способен на любую мимикрию, принимая самые ужасные, антигуманные, немыслимые правила игры, навязанные ему властью: каннибализм, коммунизм, Холокост, панисламизм. То есть человечество генетически готово к самоуничтожению
Есть надежда, что и сегодняшних террористов ждет тот же конец. Весь вопрос в том, во что это обойдется человечеству. Борьба продолжается, и пока неясно, чем закончится: победой исламской революции или подавлением преступного бунта. Искоренение терроризма — задача столь же метафизическая, как искоренение пороков в человеческом обществе — насилия, преступности, воровства или коррупции. Бороться с терроризмом можно и нужно. Но уничтожить его смогут только тогда, когда люди и страны перестанут враждовать, сильные — бесцеремонно обходиться со слабыми, правительства — строить друг другу козни, религии — считать себя единственно угодными Богу. Когда мы перестанем лгать и лицемерить, изобретать, создавать, производить и хранить самые ужасные инструменты уничтожения людей и их культуры. Когда мир перестанет быть таким удручающе несовершенным.