- Как я пишу? Если бы я знал и мог объяснить, я бы преподавал в техникуме... Но иногда кто-нибудь подвыпьет и вдруг спросит: «И где это Вы темы берете?» Как будто он ходит в другую поликлинику.
Мих. Жванецкий
В каждой шутке, конечно же, есть доля правды. Было время, когда приходилось острить, чтобы в шутку сказать хоть эту долю. Но теперь, пока, это даже не обязательно. Мы считаем, что юмор стоит на трех китах. Во-первых, это должно быть смешно, как показано в предыдущем разделе. Во-вторых, шутка должна содержать парадокс. В-третьих, она должна быть короткой.
Если шутка прячется за серьезное – это ирония. Если серьезное за шутку – это юмор. (Артур Шопенгауэр).
Шутить и занимать деньги нужно внезапно. (Генрих Гейне). Юмор – это правда в безопасной для автора дозе.
Парадокс
О главном я не умолчу,
Мне и на это хватит смелости:
Да, я хочу тебя, хочу!..
Но, знаешь, меньше, чем хотелось бы.
(Владимир Вишневский)
Сердцевина любой шутки – парадокс – ее творческая часть, неожиданный, непредсказуемый образ. Парадокс (греч.) - умозаключение, утверждение, не соответствующее общепринятому мнению или противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
Сэр Бобби, гуляя по лесу с сэром Джоном, увидел в канаве дохлую лошадь.
- Сэр Джон,- обратился сэр Бобби к приятелю, - не поможешь ли мне притащить лошадь домой?
- Разумеется, сэр!
С огромным трудом приятели подняли и, надрываясь, притащили дохлую лошадь в дом. Подняли ее по лестнице на второй этаж и бросили в ванну. Утирая пот со лба, совершенно измученный, сэр Боб откинулся в кресло. И только тогда сэр Джон спросил его:
- Бобби, зачем тебе в ванне дохлая лошадь?
- Ну, как ты не понимаешь? Придет Мэри, разденется, войдет в ванную и прибежит ко мне с криком: «Бобби, там, в ванной лежит дохлая лошадь!» А я так спокойно спрошу: «Ну, и что?»
Сэр Джон усмехнулся. Внизу хлопнула входная дверь, это пришла Мэри. Час спустя сэр Бобби забеспокоился, что Мэри не подает никаких признаков жизни, и пошел в ванную, Мэри в купальном халатике уже причесывалась.
- Мэри, как ты купалась? Ведь в ванне дохлая лошадь!
- Ну, и что? – спокойно спросила Мэри.
Всякий анекдот основан на неожиданной, нетривиальной идее. В приведенном случае таких парадоксальных ситуаций даже две, причем вторая парадоксальней первой. Без парадокса нет анекдота, и чем неожиданней концовка, тем остроумней анекдот. Нетривиальная идея может выступать в виде ситуации, афоризма, ответа на вопрос и даже просто матерного слова. Возможно и сочетание этих приемов.
Выходя замуж, Сара решила посоветоваться с раввином.
- Ребе,- обратилась девушка. – Как вы посоветуете лечь в постель в первую брачную ночь: в рубашке или без нее?
- Ребе, - тут же подошел Рабинович. – Если будет девальвация, как лучше вложить деньги: в банк или в ценности?
- Как ты, Сарочка, не ложись, - ответил мудрый раввин,- все равно тебя трахнут. К Вам, Рабинович, это тоже относится.
Жизнь порождает множество парадоксальных ситуаций. Их нужно только заметить.
- Бутылки из-под шотландского виски принимаете?
- Нет тары, сэр.
Последнее слово как бы переносит ситуацию в страну, где подобные проблемы не возникают, что и создает парадокс. Другой пример, когда неожиданная концовка создает парадокс.
Объявление: Мужики! Хотите похудеть за одну ночь? Звоните: 1-877-305-1111. Всего $100! Маша и Наташа. (не гербалайф).
Объяснить, как это делается, не просто, потому что непредсказуемость заложена в парадоксе. Воспользуемся таким педагогическим приемом. Невозможно словами описать отличие кошки от собаки - всегда найдется такая собака, у которой какая-то деталь тела очень похожа на соответствующую кошачью. Не дожидаясь, пока животное залает или замяукает, покажем ребенку 100 кошек и 100 собак, сопровождая показ соответствующей идентификацией. И любой ребенок без труда отличит 101-ую кошку от 101- ой собаки.
Крокодилы ходят лежа.
А ведь и в самом деле! Как это раньше не приходило в голову?
Мозг – это устройство, с помощью которого мы думаем, что мы думаем. ( Американский афоризм).
***
Чаще всего накаляются холодные отношения.
***
Окно в мир можно закрыть газетой. (Станислав Ежи Лец. Непричесанные мысли).
***
Чтобы посеять панику, достаточно призвать всех к спокойствию.
***
Общественное мнение – это мнение тех, у кого не спрашивают мнения.
***
Чем больше в мире лошадиных сил, тем меньше остается лошадей.
***
Контроль над рождаемостью изобрели те, кто уже родился.
***
Как ни странно, число геев и лесбиянок растет, хотя они не размножаются.
(Загадка природы).
***
- Вы только представьте себе! 22 игрока, 2 тренера, 3 арбитра, 50 журналистов и 80000 зрителей. Над стадионом летал всего один голубь! И он насрал именно на меня!
Парадокс может быть совсем фантастическим или даже алогичным.
Миллионерша, некогда эмигрировавшая из России, приехала с желанием повидать своего друга молодости, который поцеловал ее 80 лет назад. Объявила, что заплатит миллион долларов тому, кто его отыщет. Вот КГБ собрали группу 96-летних стариков и привели к ним миллионершу. Она входит в зал и видит его:
- Это ты, Боречка?
- Это я, Циля, я. Как же ты меня узнала?
- Так по пиджачку!
***
- Доктор! У меня нет детей. По-видимому, это наследственное!
- Как это? Вы то сами откуда?
- Я-то? Я-то из Киева.
***
Посмотри в лужу у твоих ног, и ты увидишь, что происходит на небе.
***
Однажды древнегреческого философа Платона спросили:
- Ты много путешествуешь по морю. Что же было самое удивительное в твоих плаваньях?
- Самое удивительное всякий раз было то, что мы, в конце концов, причаливали к берегу.
***
В начале прошлого века весь мир взволновала пропажа экспедиции Нобеля в Северном Ледовитом океане. Организация поисков была настолько актуальна, что почтовые отделения объявили о приеме бесплатных телеграмм, касающихся поиска экспедиции. Анекдот того времени:
Из Бердичева в Жмеринку была отправлена телеграмма: «Хаим ищи нобиля не найдешь купи мешок пшеницы = Изя».
Хотите сострить – ищите парадокс, и ваша шутка будет тем интересней, чем парадоксальней придуманная вами ситуация.
Краткость – сестра таланта, хотя и теща гонорара.
Краткость – душа остроумия.
Вильям Шекспир
***
Юмор должен быть тонким, прозрачным и коротким, как женская ночная сорочка.
Из рекомендаций армянского радио.
Компактность высказывания - важнейший признак остроты. Компактный вид, с одной стороны, требует сообразительности слушателя или читателя, с другой стороны, характеризует талант автора. И тот и другой «и жить торопиться, и чувствовать спешит». Краткость - одно из основных требований к анекдоту. Иногда достаточно нескольких слов.
Не можешь – скажи словами.
В этом анекдоте всего 4 слова, он самый короткий из мне известных. Краткость обеспечивает легкость, которая дается, тяжелее всего.
***
Два еврея проходят мимо Лубянки. Один тяжело вздыхает.
- Ха! – откликается второй. – Он мне рассказывает!
***
Конкурс на лучший политический анекдот в честь Ленинского юбилея.
3 –я премия – 3 года общего режима.
2- я премия - 7 лет строго режима плюс 5 лет по ленинским местам.
1 - я премия – встреча с юбиляром.
***
Самый короткий японский анекдот требует некоторой сообразительности:
«Возвращается камикадзе с задания...»
В том же духе российский анекдот.
«Встретились утром в троллейбусе два депутата Государственной Думы...»
На кратко изложенном парадоксе основаны все экспромты, эпиграммы, тосты, надписи на книгах, кинжалах и других предметах, пародии на эпитафии и т.п. По страницам уголков юмора газет и журналов щедро рассыпаны «фразы, сказанные мимоходом», «отрывки из ненаписанного», «из записных книжек», «крутые мысли» и т. д.. Их авторы зачастую безымянны, поскольку смешно подписываться под одной строчкой, хотя, иногда, удается и это. Некоторым даже удавалось подписаться под чужой строчкой. Многие из этих блестящих шуток представляют собой истинные шедевры остроумия и лаконизма. Только не надо обольщаться: не зря говорят, что «экспромты надо готовить». И готовить так, что Короче не придумаешь.
Значится нескромно
В качестве экспромта,
А над ним сидели
Около недели. ( Сергей Смирнов).
Экспромты, предназначавшиеся одному конкретному человеку или узкой компании, зачастую переживали и своих адресатов, и своих авторов, становясь достоянием широкой аудитории. Для некоторых поэтов эта форма становится основной, как, например, «Гарики» Игоря Губермана.
Я изучил по сотням судеб
и по бесчисленным калекам,
насколько трудно выйти в люди
и сохраниться человеком.
***
Другой пример, «Одностишья» Владимира Вишневского.
О, как внезапно кончился диван.
***